ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Кафаров Тельман Эмиралиевич

Ложь в оценке исламской рациональной теологии

Дагестанский государственный медицинский университет; kafarov.56@mail.ru
В статье обсуждается актуальная проблема правомерности и нравственной оправданности использования лжи и обмана в исламе и других конфессиях. Показывается, что, с одной стороны, все конфессии однозначно определяют Бога как носителя и выразителя блага и истины, а зло имеет человеческое измерение и является результатом деяний Сатаны (Иблиса), сбивающих человека с истинного пути, предначертанного Священным Писанием. С другой стороны, кантовская формула категорического императива, ядром которого является абсолютный запрет на использование лжи, не может удовлетворить религиозную теодицею, антропологию, а самое главное – практику, которая уже давно использует ложь по многим гуманитарным, медико-биологическим, психологическим, воспитательным и иным соображениям, в том числе во имя спасения. В статье подчеркивается, что Коран, Сунна и шариат строго ограничивают пределы использования лжи и обмана, одобряя это лишь в единичных, частных и исключительных случаях. Давая определенные конфессиональные «санкции» на использование лжи в некоторых случаях, ислам указывает, что он не только умозрительная конструкция и форма мировоззрения, но и практическая, жизненная установка, что он являет собой единство теории и практики.

Ключевые слова: ислам, религия, ложь, Кант, запрет на ложь, ваджиб, такийя и китман.


Kafarov Telman Emiralievich
Lying as Viewed by Islamic Rational Theology
Dagestan State Medical University; kafarov.56@mail.ru

The article discusses the topical problem of the legitimacy and moral justification of lying and deception in Islam and other faiths. It is shown that, on the one hand, all faiths unequivocally define God as the bearer and exponent of goodness and truth, while evil has a human dimension and is a result of the deeds of Satan (Iblis), who leads people astray from the true path, predetermined by the Holy Spripture. On the other hand, the Kantian formula of the categorial imperative, whose core is the prohibition of lying, cannot satisfy religious theodicy, anthropology and, most importantly, practice. The latter has long used lies for many humanitarian, medical-biological, psychological, educational and other reasons, including in the name of salvation. It is emphasized that the Qur'an and the Sunnah, adat and Sharia strictly limit the use of lies and deseption, endorsing it only in isolated, private, and exceptional cases. By giving certain confessional “sanctions” for the use of lying in some cases, Islam once again proves that it is not only a speculative structure and form of worldview, but also a practical, vital attitude, a unity of theory and practice.

Keywords: Islam, religion, lying, Kant, prohibition of lying, wajib, takiya and kitman.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-1-64-75

[в формате pdf]

55 скачиваний