Клячина Татьяна Владимировна
Формы религиозности студентов-мусульман Татарстана (по результатам опроса и интервью)
Центр исламоведческих исследований Академии наук РТ; tatyana-1096@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные для Республики Татарстан формы религиозности студентов-мусульман высших учебных заведений. Религиозность, которая является важной составляющей в вопросах достижения межконфессионального согласия и мира, предстает сложным и неоднородным феноменом, состоящим из разных элементов, определяющих его. Проведенные в 2022 году анкетирование и интервью студентов-мусульман, обучающихся в светских и религиозных высших учебных заведениях республики, позволили выявить часто встречаемые формы религиозности. Значительная часть опрошенных респондентов верят в Аллаха и чувствуют влияние Бога на свою жизнь, обращаются к нему в разных жизненных ситуациях. Однако ритуальные обязанности (чтение намаза, соблюдение поста и т. д.) выполняют не все информанты. Повседневная жизнь опрашиваемых студентов, которая включает в себя построение семейных отношений, выбор работы, покупку жилья, не всегда строится по исламским нормам. По некоторым вопросам ответы студентов светских и религиозных учебных заведений сильно разнятся. Например, религиозную активность (участие в мероприятиях религиозной направленности) в той или иной степени проявляют только студенты религиозных вузов. Среди опрошенных студентов встречаются люди, которые верят в приметы, знаки, гороскопы и т. д.
Ключевые слова: ислам, религиозность, студенты-мусульмане, религиозные практики, Татарстан.
Klyachina Tatyana Vladimirovna
Forms of Religiosity of Muslim Students in Tatarstan (a Survey and Interview Findings)
Center for Islamic Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan; tatyana-1096@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the forms of religiosity of Muslim students of higher educational institutions of Tatarstan. The topic is relevant for the republic since in such a multi-confessional region as Tatarstan the religiosity of the population is important in achieving interfaith harmony and peace. The author adheres to a multidimensional approach to the study of religiosity, which in the most generalized form represents religiosity as a complex heterogeneous phenomenon comprising different definitive elements. In 2022, a survey and interviews were conducted among Muslim students in secular and religious higher educational institutions of Tatarstan. The study revealed the most common forms of religiosity among Muslim students of Tatarstan. A significant part of the respondents believe in Allah and feel the influence of God in their lives, turn to Him in different life situations. However, not all informants perform ritual duties (saying prayers, fasting, etc.). The daily life of the students interviewed is not always built according to Islamic norms and may include building family relationships, choosing a job, and buying a home. The study showed that the answers of students of secular and religious educational institutions vary greatly on some questions. For example, religious activity (participation in religious events) is demonstrated in various degrees only by the students of religious institutions. Among the students surveyed, there also are superstitious people who believe in omens, signs, horoscopes, etc.
Keywords: Islam, religiosity, Muslim students, religious practices, Tatarstan.
DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-2-56-63
[в формате pdf]
42 скачиваний
|