Гумеров Марсель Марсович
Трансфер идей о реформировании исламского образования в Волго-Уральском регионе в Российской и Османской империях во второй половине XIX – начале XX в.: историографический обзор
Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет»; marsello1812@gmail.com
Аннотация. Тенденции и оценки одного из проявлений джадидизма – реформы исламского образования в Российской и Османской империях во второй половине XIX – начале XX в. – являются предметом пристального интереса российских и зарубежных исследователей. Предмет статьи – отражение в российской и зарубежной историографии проблематики трансфера джадидских идей в данных имперских пространствах в указанный период. С опорой на методологию «культурного трансфера» в статье обобщаются особенности освещения в историографии как самого процесса, так и его проводников-агентов трансфера, анализируются основные механизмы передачи джадидских идей и упоминаются агенты, которые определили циркуляцию этих идей в обоих ареалах. Российские исследователи, акцентируя свое внимание на изучении периодики Волго-Уральского региона Российской империи о реформировании исламского образования, сфокусировались на работах отечественных джадидов, фиксируя фрагментарные связи с представителями из Османской империи. Турецкие авторы прежде всего обращаются к османской периодике, в которой публиковались статьи российских богословов, публицистов реформистского толка, подчеркивая активность российских джадидов в процессе интеллектуального обмена в османской периодике. И все же генезис, направленность и характер социальных связей и взаимовлияние идей и социальных практик исламских сообществ обеих стран в данный исторический период изучены недостаточно, а методологический инструментарий культурного трансфера для изучения данного вопроса задействован слабо.
Ключевые слова: джадиды, реформа исламского образования, историография, трансфер идей, Волго-Уральский регион Российской империи, Османская империя.
Gumerov Marsel Marsovich
Transfer of Ideas on the Reform of Islamic Education in the Volga-Ural Region of the Russian and Ottoman Empires in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries: Historiographical Review
Samara branch of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Moscow City University”; marsello1812@gmail.com
Abstract. The trends and evaluation of one of the manifestations of Jadidism – the reform of Islamic education in the Russian and Ottoman Empires in the second half of the 19th – early 20th centuries – are the object of strong interest from Russian and foreign researchers. The reflection in Russian and foreign historiography of the transfer of Jadid ideas in these empires during the indicated period is the subject of this article. Relying on the methodology of “cultural transfer”, the author attempts to study the coverage in historiography of both the process itself and its transfer agents. The article highlights the main mechanisms and key agents that determined the circulation of Jadid ideas in both areas. According to the author, Russian researchers, studying publications on the reform of Islamic education in periodicals, focused on the works of domestic Jadids and noted fragmentary ties with representatives from the Ottoman Empire. Turkish authors primarily turned to Ottoman periodicals, in which the works of Russian theologians and publicists of reformist dissent were published. They noted the activity of Russian Jadids in the process of intellectual exchange in Ottoman periodicals. The author concludes that the genesis, orientation and nature of social ties, as well as the mutual influence of ideas and social practices of Islamic communities of both countries in this historical period have not been properly studied, and the methodological tools of cultural transfer for studying this issue are insufficiently applied.
Keywords: Jadids, reform of Islamic education, historiography, transfer of ideas, Volga-Ural region of the Russian Empire, the Ottoman Empire.
DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-2-64-77
[в формате pdf]
38 скачиваний
|