ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Сефербеков Руслан Ибрагимович, Галбацев Сурхай Магомедович

Современные практики поминок и траура в похоронных обрядах аварцев Гумбета: исламский и неисламский компоненты

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН; ruslan-seferbekov@yandex.ru
Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России); surxaj@bk.ru
Аннотация. В статье рассматривается исламская составляющая в элементах похоронно-поминальной обрядности одной из субэтнических групп аварского этноса – аварцев Гумбета. На основе собранного в селениях Гумбетовского района Дагестана полевого этнографического материала с использованием методов исторического (историко-генетический, сравнительно-исторический, историко-типологический, ретроспективный) и этнологического анализа (опрос, индивидуальное и коллективное интервьюирование респондентов, включенное наблюдение) исследуются поминки и траур (форма внешнего выражения горя). Как показал полевой материал, похоронно-поминальные обряды аварцев Гумбета демонстрируют их представления о посмертном перевоплощении души, потустороннем мире, связи живых и умерших, почитании душ умерших, заботе о них. Анализ поминок и траура выявил, как их общие черты, так и локальное многообразие, устойчивость традиционных верований и усиливающееся с начала 90-х гг. XX в. влияние ислама. В различных селениях Гумбетовского района поминки отмечаются в различные фиксированные традицией дни, а также на годовщину после смерти человека. Исламским компонентом в них являются тазия, зикр и садака. Остальные поминальные обряды относятся к проявлениям так называемого «бытового ислама». Внешними формами проявления траура было отпускание в течение определенного периода мужчинами бороды, а женщины один год носили одежду тёмного цвета. Вдовы соблюдали период «идда» и замуж после него обычно не выходили. Исламским компонентом в траурных обычаях можно считать соблюдение периода идда, а остальные – относятся к традиционным ритуалам. Это обстоятельство свидетельствует о синкретизме похоронно-поминальной обрядности аварцев Гумбета, в которой представлены доминирующие исламские религиозные каноны и реликты традиционных верований. Несмотря на усиление позиций ислама, последние в эпоху глобализации проявляют устойчивость, и эта фиксация самосознания дагестанцев на доисламских обычаях и ценностях предков является одним из парадоксов (протекание этнокультурного процесса на фоне синтеза традиций и модернизации) зоны локальных цивилизаций, каковым является Северный Кавказ и Дагестан в частности.

Ключевые слова: обряды жизненного цикла, поминки и траур, народы Дагестана, аварцы, Новейшее время.


Seferbekov Ruslan Ibragimovich, Surkhay Magomedovich Galbacev
Modern Practices of Commemoration and Mourning in the Funeral Rites of Gumbet Avars: Islamic and Non-Islamic Components
Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; ruslan-seferbekov@yandex.ru
North Caucasian Institute (branch) of the All-Russian University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia); surxaj@bk.ru

Annotation. The article is devoted to the analysis of Islamic component in the elements of funeral and memorial rituals with one of the sub-ethnic groups of the Avar – Gumbet Avars. Based on the field ethnographic material collected in the villages of Gumbetovsky district of Dagestan applying the methods of historical (historical-genetic, comparative-historical, historical-typological, retrospective) and ethnological studies (survey, individual and collective interviewing of respondents, par-ticipant observation), commemoration and mourning rituals are studied as forms of expressing grief. As the field material showed, the funeral and memorial rites of Gumbet Avars demonstrate their ideas of the posthumous reincarnation of the soul, the other world, the connection between the living and the dead, honoring the souls of the dead, caring for them. An analysis of the commemoration and mourning rites has demonstrated both their common features and local diversity, the stability of traditional beliefs and a growing influence of Islam since the early 1990s of the 20th century. In different villages of Gumbetovsky district, commemorations are held on various days fixed by tradition, as well as on the anniversary day after the death of a person. Ta'ziya, dhikr and sadaqa (alms-giving) make their Islamic component. The remaining funeral rites are manifestations of so-called “domestic Islam”. The reflexes of mourning are growing beards by men for a certain period, while women wear dark-colored clothes for a year. Widows observed the iddah period and usually did not marry after it. Observance of the iddah period can be considered an Islamic component in mourning customs, while the rest belong to traditional rituals. This confirms the syncretic nature of the funeral and memorial rites of Gumbet Avars with the dominant Islamic religious canons and relics of traditional beliefs. Despite the strengthening of the positions of Islam, traditional beliefs remain and this is one of the paradoxes of the zone of local civilizations, such as Dagestan and the North Caucasus.

Keywords: rituals of the life cycle, commemoration and mourning, peoples of Dagestan, Avars, modern times.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-3-43-57

[в формате pdf]

34 скачиваний