Додхудоева Лола Назаровна
Второй этап формирования исламского права в Мавераннахре периода предмодерна: свидетельство рукописей
Независимый эксперт, к. ист. н., Таджикистан.
Аннотация. Крах Тимуридской империи привел в действие сложные механизмы политической реорганизации Евразии и стимулировал появление новых политических образований. Кочевая династия Абу-л хайридов Шибанидов (906/1007–1500/99), хотя и мощная, но все же маргинальная страта, захватив власть в Мавераннахре, также, как ранее династия Караханидов (381/606–991/1209) стремилась укрепить свое влияние и правление. Обе династии делали ставку на суннитскую ортодоксию, что укрепляло базис социетального развития. Борьба на внешнем контуре с ши‘измом, ставшим государственной идеологией Ирана, требовала подтверждения их легитимности как «ал-фирка ан-наджиййа». В управлении государством они нуждались в сильной правовой базе. Доминировавшая в регионе интерпретирующее сообщество, улама и факихи, приступили к переосмыслению исламского правового наследия. Выявляя рукописи правовых сочинений в академических фондах Таджикистана и Узбекистана, автор пытается представить тот корпус сочинений, которые помогли бы более точно воссоздать политико-правовую сферу ханства Абу л-хайридов в эпоху, признанную вторым этапом формирования исламского права в Евразии периода пред-модерна.
Ключевые слова: конфессионализация, «суннитский пояс», фикх, фетва, шарх.
Dodkhudoeva Lola Nazarovna
The Second Stage in the Formation of Islamic Law in Pre-Modern Transoxiana: Evidence of Manuscripts
Ph.D. (History), Independent researcher, Republic of Tajikistan.
Annotation The collapse of the Timurid empire set in motion the complex mechanisms of the political reorganization of Eurasia and led to the emergence of new political formations. The nomadic dynasty, Shibanids Abu’l-khayrids (906–1007/1500–99), having established their power in Maverannahr, though powerful, but still a marginal stratum, as the Qarakhanids (381/606–991/1209), sought to reinforce their influence and authority. Both dynasties staked their claim on Sunni orthodoxy, which unified the basis of societal development. The struggle on the external contour against Shi’ism, which became the state ideology of Iran, required a reaffirmation of their legitimacy as an “al-firqa al-najiyya”. In their state management, they needed a strong legal base. The region’s dominant Hanafi interpretative community, ulama, and faqihs launched a process of rethinking the Islamic legal heritage. Ву identifying manuscripts of legal works in research holdings of Tajikistan and Uzbekistan, the author attempts to outline the corpus of writings that could help more accurately recreate the political-legal sphere of the Abu’l-khayrids khanate in the era considered as the second stage in the formation of Islamic law in pre-modern Eurasia.
Keywords: confessionalization, “Sunni belt”, fiqh, fatwa, sharh.
DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-3-99-133
[в формате pdf]
40 скачиваний
|