ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
03
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев Мухтар Яхьяевич

«Науки об исламе» и «науки ислама»: тождество и различия

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
Аннотация. Исходя из тождества и различия «наук об исламе» и «наук ислама», особенностей их предмета, логики, методологии познания, в статье обосновывается значимость объединения усилий и потенциала различных ветвей исламоведческого знания в целях воспроизведения образа ислама адекватного глубинной сущности и формам бытования религии мусульман, преодоления распространённых в современном мире стереотипных представлений о ней. Специфические особенности «наук об исламе» выводятся из изначальной их нацеленности на выработку ценностно нейтрального образа ислама, формируемого исследователем, находящимся вне религии и руководствующимся критериями социально-гуманитарного познания. Особенности «наук ислама» связываются с их традиционной ориентацией на постижение ислама изнутри самой религии, на основе безусловной веры в Единого Аллаха, исламском понимании мира и человека, предписанных свыше культе, нормах поведения, принципах исламского вероучения. В статье обосновывается опасность содержательной трансформации «наук ислама», возможная перспектива потери ими своего конфессионального содержания и смысла в случае их принудительного превращения в научную дисциплину, отвечающую критериям социально-гуманитарного познания. Также критическому рассмотрению подвергается исламология, которая в последние десятилетия утвердилась как пограничная отрасль исламоведческого знания, сформировавшаяся по канонам постнеклассической науки. Отмечается, что исламология как дисциплина, соответствующая международным стандартам науки, основанным на принципах критического анализа и диалога с различными гуманитарными и социальными науками, ориентацией на парадигму постижения Бога как подлинной цели ученого, в действительности трансформирует проблему постижения сущности и существования ислама в проблему сущности и существования Аллаха, которая всегда была и остается сегодня смысловым центром теологии/богословия ислама.

Ключевые слова: религия, ислам, науки об исламе, науки ислама, исламоведение, конфессиональное/внеконфессиональное, философия ислама, исламская философия, теология/богословие ислама, исламистика.


Yakhyaev Mukhtar Yakhyaevich
“Sciences of Islam” and “Islamic Sciences”: Identity and Differences
Dagestan State University; muchtar59@mail.ru

Abstract. On the assumption of the identity and differences between the “sciences of Islam” and “Islamic sciences”, the peculiarities of their subject matter, logic, and methodology of knowledge, the author substantiates the significance of combining the efforts and potential of various branches of Islamic studies in order to create the image of Islam adequate to the in-depth essence and forms of the Muslim religion and to overcome the stereotypical ideas thereof. The specific features of the “sciences of Islam” are derived from their initial focus on developing a value-neutral image of Islam formed by an outside researcher guided by the criteria of social and humanitarian knowledge. “Islamic sciences” are associated with their traditional orientation towards understanding Islam from within the religion itself, on the basis of unconditional faith in One Allah, the Islamic understanding of the world and man, as well as the cult, norms of behavior, and principles of Islamic doctrine prescribed from above. The article substantiates the danger of a content-related transformation of “Islamic sciences”, the prospect of losing their confessional essence and meaning in the event of their forced transformation into a scientific discipline that meets the criteria of social and humanitarian knowledge. Another subject to the author’s critical consideration is Islamology, which in recent decades has established itself as a borderline branch of Islamic knowledge formed according to the canons of post-non-classical science. It is noted that Islamology, declaring itself a discipline that meets international standards of science, is based on the principles of critical analysis and dialogue with various humanities and social sciences and focuses on the paradigm of understanding God as the true goal of a scientist, actually transforms the problem of understanding the essence and existence of Islam into the problem of the essence and existence of Allah, which has always been and still remains the pivot of theology/theology of Islam.

Keywords: religion, Islam, sciences of Islam, Islamic sciences, Islamic studies, confessional/non-confessional, philosophy of Islam, Islamic philosophy, theology/theology of Islam, Islamic studies.


DOI: 10.21779/2077-8155-2023-14-4-42-54

[в формате pdf]

59 скачиваний