ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Кафаров Тельман Эмиралиевич, Рагимов Абдула Александрович, Халиков Абдулхалик Султансаидович

Лабиринты исламской и библейской иммортологии

Дагестанский государственный медицинский университет; kafarov.56@mail.ru; ragimov74@mail.ru; abulhalik1966@mail.ru
Аннотация. Хотя феномен бессмертия отсутствует в перечне базовых юнговских архетипов, он является универсальным регулятором жизнедеятельности и имманентно присутствует в качестве цементирующего ядра во всех проявлениях сознательного и бес-сознательного в человеке. В статье анализируется место религиозных концепций бессмер-тия души среди других, предлагающих всевозможные «облегченные» варианты достиже-ния бессмертия, без обращения к душе человека, без чувства вины, рая и ада, покаяния, посмертного существования, строгого, но справедливого суда, страха наказания и ответ-ственности. Обосновывается определяющее место концепта бессмертия для всех религий откровения, где жизнь человеческая начинается с райского бессмертия. Оно также прони-зывает всю конструкцию вероучения, а религиозная целесообразность завершается обре-тением утраченного бессмертия и райского существования для правоверных. Выделяются основные черты религиозного бессмертия, анализируются некоторые противоречия и трудности понимания, возникающие при раскрытии его содержания. Раскрывается глу-бинный смысл некоторых существенных различий в понимании бессмертия между исла-мом и православием. Особое внимание обращается на такую награду в раю для правовер-ных мусульман, как наслаждение лицезрением Аллаха, что часто оценивается как некото-рый отход от канонических установок исламского монотеизма о недопустимости антро-поморфизации Бога и придания Ему сотоварищей. Авторы излагают свою точку зрения на это кажущееся противоречие и показывают, что здесь речь идет о доступности Бога не для органов чувств, а о Его доступности для внутреннего, «сердечного» видения.

Ключевые слова: смерть, бессмертие, иммортология, религия, ислам, православие, сердечное видение, рай, ад.


Kafarov Telman Emiralievich, Ragimov Abdula Alexandrovich, Khalikov Abdulkhalik Sultansaidovich
The labyrinths of Islamic and Biblical immortology
Dagestan State Medical University; kafarov.56@mail.ru; ragimov74@mail.ru; abulhalik1966@mail.ru

Abstract. Although immortality is not on the list of basic Jungian archetypes, the article shows that it is a universal regulator of human life and is immanently present as a cementing core in all manifestations of the conscious and the unconscious in a person. The authors com-pare the religious and non-religious concepts of the immortality of the soul. The latter offer var-ious “facilitated” options for achieving immortality: without turning to the human soul, without the concepts of guilt, heaven and hell, repentance, posthumous existence, strict but fair trial, fear, punishment and responsibility. The authors substantiate the defining role of the concept of immortality of the soul in all religions of revelation, where human life begins with the immortali-ty in the paradise. The idea of immortality permeates the entire structure of the creed, and reli-gious expediency ends with the acquisition of lost immortality and paradise existence for the faithful. The main features of religious immortality are highlighted, some contradictions and dif-ficulties of understanding its essence are revealed. The in-depth meaning of several significant differences in the understanding of immortality of the soul between Islam and Orthodoxy is re-vealed. Particular attention is paid to such a reward in the paradise for faithful Muslims as the enjoyment of the sight of Allah, which is often assessed as a shift away from the canonical prin-ciples of Islamic monotheism relating the prohibition to anthropomorphize God and give Him comates. The authors substantiate their point of view on this seeming contradiction maintaining that they do not mean the accessibility of God to the senses but His accessibility to the inner, “heart”, vision.

Keywords: death, immortality, immortology, religion, Islam, Orthodoxy, heart vision, heaven, hell.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-1-77-84

[в формате pdf]

13 скачиваний