ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Зайнутдинов Динар Рафаилович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»; knight_1988@mail.ru

Аннотация. В статье дана оценка взглядам Мусы Бигиева в отношении роли разума в исламском праве. Разум (акл) – это особый источник права в ряде правовых систем. Таковым он является в английском и исламском праве. В эпоху «золотого века ислама» отношение к акл было несравненно выше, чем в последующий период. Во многом благодаря свободе человеческого разума исламское право развивалось весьма активно и плодотворно, создавая прочный механизм правового регулирования общественных отношений. Такое отношение обеспечило в мусульманском мире расцвет науки, поэтому обращение к теме разума, как источника исламского права имеет особую актуальность. В основе изучения роли акл в исламском праве прежде всего лежат сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. Эпоху «золотого века» Муса Бигиев воспринимал как идеальное время в развитии исламской юридической науки. Акл, охвативший в то время своим влиянием всю систему источников исламского права, начал продуцировать новые концепции государственно-правового развития мусульманского мира. Эти концепции должны были обеспечить соблюдение права личности и защитить ее законные интересы, а также оградить жизнь человека от неправомерного вмешательства в нее государства. Но этого не произошло. Во второй половине XIII века эпоха «золотого века» завершилась. Разум в мусульманском мире погрузился в глубокий сон. Динамику прогрессивного развития Востока перенял Запад. Анализ взглядов Мусы Бигиева показал, что он отдавал должное эпохе европейского Ренессанса и Реформации, которые смогли восстановить величие западной цивилизации после пребывания ее мысли в «темных веках». Однако он критически высказывался касательно предложений провести подобные мероприятия в мусульманском мире. М. Бигиев считал, что ислам не нуждается в реформах, но при этом был убежден в необходимости усиления роли разума для возрождения исламского права.

Ключевые слова: разум, источник права, исламское право, мазхабы, Муса Бигиев.


Zaynutdinov Dinar Rafailovich
Musa Bigiev on Reason in Islamic Law
V.G. Timiryasov Kazan Innovative University; knight_1988@mail.ru

Abstract. The article evaluates the views of Musa Bigiev regarding the role of reason in Islamic law. Reason (‘Aql) is a special source of law in a number of legal systems. This is what it is in English and Islamic law. During the era of the “Golden Age of Islam”, the attitude towards ‘Aql was incomparably more serious than in the subsequent period. Largely thanks to the freedom of the human mind, Islamic law developed very actively and fruitfully, creating a strong mechanism for the legal regulation of social relations. This attitude ensured the prosperity of science in the Muslim world. Therefore, the author turns to the subject of reason as a source of Islamic law, which is of particular relevance. The study of the role of ‘Aql in Islamic law is, primarily, based on comparative legal and historical legal research methods. Musa Bigiev perceived the era of the “Golden Age” as an ideal time in the development of Islamic legal science. ‘Aql, that encompassed with its influence the entire system of sources of Islamic law at that time, began to produce new concepts of state and legal development of the Muslim world. Those concepts were supposed to ensure respect for individual’s rights and protect their legitimate interests, as well as protect human life from unlawful interference by the state. But that did not happen. In the second half of the 13th Zcentury, that era ended. In the Muslim world, reason fell into the dead sleep of the past. The dynamics of the progressive development of the East was adopted by the West. An analysis of Musa Bigiev’s views shows that he paid tribute to the eras of the European Renaissance and Reformation that were able to restore the greatness of Western civilization after its thought had been in the “dark ages”. However, he was critical of proposals to hold such events in the Muslim world. M. Bigiev believed that Islam did not need reforms, but, at the same time, he was convinced there was a need to increase the role of reason for the revival of Islamic law.

Keywords: reason, source of law, Islamic law, madhhabs, Musa Bigiev.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-2-85-99

[в формате pdf]

18 скачиваний