ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
03
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Абдулагатов Заид Магомедович

Исламское сознание в Дагестане: в поисках умеренности

Институт ИАЭ ДФИЦ РАН; zaid48@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются различные аспекты умеренности в дагестанском исламском сознании. В частности устанавливается, что онтологический фактор исламской умеренности заключается в мирной адаптации мусульманина к меняющимся условиям жизни. Однако, несмотря на то, что он проявляется в поведении верующего, его нельзя считать аутентично исламским, пока не будет поддержки со стороны нормативного ислама. Сравнительный анализ религиозной деятельности носителей исламской нормативности в Дагестане и в других регионах России показывает, что нормативный ислам в Республике Дагестан лишь частично соответствует сформулированным автором критериям умеренности. На основе результатов социологических опросов, проведённых в разные годы в Дагестане, в статье устанавливается, что в «народном» исламе умеренность находит более яркую выраженность, чем в «официальном», характерном для лидеров мусульманской общины. И по этой причине рядовые мусульмане, не обременяя себя строгими требованиями исламской нормативности, легче адаптируются к условиям светского государства.

Ключевые слова: умеренный ислам, традиционный ислам, «народный» ислам, адаптация, салафизм, суфизм.


Abdulagatov Zaid Magomedovich
Islamic Consciousness in Dagestan: In Search of Moderation
Institute of HAE DFRC RAS; zaid48@mail.ru

Abstract. The article analyzes various aspects of moderation in Dagestan Islamic consciousness, in particular, it is established that the ontological aspect of Islamic moderation consists in the peaceful adaptation of a Muslim to changing living conditions. Although moderation may manifest itself in the behavior of a believer, it cannot be considered authentically Islamic phenomenon, until such behavior finds support in the normative Islam. A comparative analysis of religious activity of the bearers of Islamic normativity in Dagestan and in other regions of Russia demonstrates that normative Islam in the Republic of Dagestan only partially meets the criteria of moderation formulated by the author. Sociological surveys conducted in different years in Dagestan show that Islamic moderation finds a more pronounced expression in “folk” Islam than in the “official” Islam adhered by the leaders of the Muslim community. For this reason, ordinary Muslims, without burdening themselves with strict requirements of Islamic normativity, adapt more easily to the conditions of a secular state.

Keywords: moderate Islam, traditional Islam, “folk” Islam, adaptation, Salafism, Sufism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-3-58-78

[в формате pdf]

13 скачиваний