ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
03
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев Мухтар Яхьяевич

Ислам и демократия

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется образовавшийся в исламоведческой среде разброс мнений по проблеме совместимости демократии с исламом. В ней устанавливается, что невозможность демократического правления в мусульманской стране выводится западными интеллектуалами как из особенностей исламской религии, так и из природной злобности, агрессивной нетерпимости, склонности к насилию, свойственной, по их мнению, мусульманам. Мусульманские интеллектуалы, которые обосновывают несовместимость демократии с исламом, исходят из недопустимого отождествления демократии с либеральной ее моделью. Их аргументация усиливается демонстрацией тех социальных пороков, с которыми столкнулись либерально-демократические страны западного мира и от которых мусульманская умма защищена неукоснительным соблюдением духовно-нравственных установлений религии Аллаха. Историческое многообразие моделей, форм, версий демократии выводится в статье из конкретно-исторических особенностей развития народов и стран, из политических традиций их государственной организации, социально-классового структурирования обществ, национального менталитета, доминирующей религии и т. д. В ней устанавливается, что утвердившиеся в мусульманских странах конкретные модели политического правления являются доказательством лучшей их адаптированности к решению насущных задач развития. На этой основе критическому анализу подвергаются попытки апологетов однополярного мира представить ценности либеральной демократии «универсальными» демократическими ценностями и навязать их мусульманскому миру в качестве единственно приемлемых для стран, идущих по пути демократического развития. Автор аргументирует положение, что либеральная демократия как форма осуществления власти невозможна в мусульманской стране по причине полного игнорирования либерализмом исламского фактора государственно-политической организации жизни мусульманской уммы. Но в мусульманской стране может утвердиться демократия, соответствующая идеологическим ценностям исламской религии, во многом отличающимся от секулярных ценностей либерализма.

Ключевые слова: религия, ислам, власть, государство, гражданское общество, форма правления, политический режим, идеология, демократия, либерализм, либеральная демократия, исламская демократия.


Yakhyaevh Mukhtar Yakhyaevich
Islam and Democracy
Dagestan State University; muchtar59@mail.ru

Abstract. The article analyzes the range of opinions on the problem of compatibility of democracy with Islam that have emerged among the Islamic scholars. It is established that the impossibility of democratic governance in a Muslim country is deduced by Western intellectuals both from the peculiarities of the Islamic religion and from the natural anger, aggressive intolerance, and a tendency to violence attributed to Muslims. Muslim intellectuals who substantiate the incompatibility of democracy with Islam proceed from the unacceptable identification of democracy with its liberal model. Their argumentation is reinforced by the demonstration of those social vices that the liberal democratic countries of the Western world have encountered and from which the Muslim ummah is protected by the strict observance of the spiritual and moral precepts of the religion of Allah. The author derives the historical diversity of models, forms and versions of democracy from the specific historical features of the development of peoples and countries, from the political traditions of their state organization, the social and class structuring of societies, national mentality, dominant religion, etc. The author concludes that the specific models of political governance that have established themselves in Muslim countries are evidence of their better adaptation to solving urgent development problems. On this basis, the attempts of apologists of a unipolar world to present the values of liberal democracy as “universal” democratic values and to impose them on the Muslim world as the only acceptable ones for countries following the path of democratic development are subjected to critical analysis. The author argues that liberal democracy as a form of exercising power is impossible in a Muslim country due to the complete disregard by liberalism of the Islamic factor of the state and political organization of the life of the Muslim ummah. However, in a Muslim country, a democracy that corresponds to the ideological values of the Islamic religion, which differ in many ways from the secular values of liberalism, can be established.

Keywords: religion, Islam, power, state, civil society, form of government, political regime, ideology, democracy, liberalism, liberal democracy, Islamic democracy.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-3-79-93

[в формате pdf]

15 скачиваний