Архив:
2024
г.
|
2023
г.
|
2022
г.
|
2021
г.
|
2020
г.
|
2019
г.
|
2018
г.
|
2017
г.
|
2016
г.
|
2015
г.
|
2014
г.
|
2013
г.
|
2012
г.
|
2011
г.
|
2010
г.
|
2009
г.
|
|
Чукин Сергей Георгиевич
Концепт причинности в исламском окказионализме и спекулятивном реализме: сравнительный анализ
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова; chukin_sergei@hotmail.com
Аннотация. В рамках очередного «поворота» в философии, который пришелся на начало тысячелетия и был направлен на преодоление антиреалистического тренда, господствующего в континентальной мысли после Канта, в центре внимания вновь оказалась проблема причинности. Авторы одного из современных метафизических проектов, который они назвали «объектно-ориентированной онтологией», предложили концепт «замещающей причинности», призванный, по их замыслу, показать, каким образом объекты реальности могут взаимодействовать друг с другом, сохраняя при этом свою автономию. В качестве одного из учений вдохновивших их они называют исламский окказионализм X–XII столетий, в частности, его учение об атомах и случайностях. В статье проводится сравнительный анализ содержания и статуса причинности в окказионализме богословов-мутакаллимов и в работах ведущего теоретика объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана. В частности, установлено, что окказионализм не разделял причинность на порождающую, сохраняющую и воспроизводящую, приписывая их источник одному субъекту – Богу, и лишил каузальных полномочий сотворенные объекты. Харман, напротив, считает единственными причинными агентами объекты этого мира, выделяя в них две стороны – реальную и чувственную. Взаимодействуют, по его утверждению, чувственные объекты, выступающие в роли заместителей, представляющих реальные объекты. Сами же реальные объекты доступны опосредованно с помощью языка метафор и аллюзий, который заменяет логическую аргументацию. В заключение статьи делается вывод о том, что общим в понимании причинности у окказионализма и спекулятивного реализма является отказ в каузальных полномочиях вещам самим по себе и передача их посреднику. Но в отличие от исламских окказионалистов, которые не сомневаются в том, что этим посредником является только Бог, спекулятивные реалисты возлагают эту роль на субъект эстетического творчества.
Ключевые слова: причинность, исламский окказионализм, метафизика атомов, аль-Ашари, аль-Газали, спекулятивный реализм, объектно-ориентированная онтология, Грэм Харман, замещающая причинность.
Chukin Sergey Georgievich
The Concept of Causality in Islamic Occasionalism and Speculative Realism: a Comparative Analysis
D. F. Ustinov Baltic State Technical University “VOENMEH”; chukin_sergei@hotmail.com
Abstract. As part of the next “turn” in philosophy, which occurred at the beginning of the millennium and was aimed at overcoming the anti-realistic trend that prevailed in continental thought after Kant, the problem of causality is again in the spotlight. The authors of one of the modern metaphysical projects, which they called “object-oriented ontology”, proposed the concept of “substitutive causality”, designed, according to their plan, to show how objects of reality can interact with each other while maintaining their autonomy. They cite Islamic occasionalism of the 10th – 12th centuries, in particular its doctrine of atoms and accidents, as one of their inspirations. The article provides a comparative analysis of the content and status of causality in the occasionalism of mutakallim theologians and in the works by Graham Harma, a leading theorist of object-oriented ontology. In particular, it has been established that occasionalism did not divide causality into generative, preserving and reproducing ones, attributing their source to one subject – God, and depriving created objects of causal powers. Harman, on the contrary, considers the objects of this world to be the only causal agents, distinguishing two sides in them – the real and the sensual one. According to him, sensory objects interact, acting as substitutes representing real objects. The real objects themselves are accessible indirectly, using the language of metaphors and allusions that replaces logical argumentation. The author concludes that the common understanding of causality by occasionalism and speculative realism lies in the shared idea that things do not have causal powers that are transferred to an intermediary. Unlike Islamic occasionalists, who have no doubt that God alone is the mediator, speculative realists assign this role to the subject of aesthetic creativity.
Keywords: causality, Islamic occasionalism, metaphysics of atoms, al-Ashari, al-Ghazali, speculative realism, object-oriented ontology, Graham Harman, substitutive causality.
DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-4-80-92
[в формате pdf]
5 скачиваний
|
|