ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
03
04
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Яхьяев Мухтар Яхьяевич

Природа исламской демократии

Дагестанский государственный университет; muchtar59@mail.ru
Аннотация. В статье, исходя из отсутствия предустановленной Кораном формы исламского правления, обосновывается изначальная нейтральность религии Аллаха к какой-либо определенной модели политического правления. В ней аргументируется то, что, во-первых, в исламе главным в плане государственно-политической организации жизни мусульманской уммы является содержание правления, а не ее форма; во-вторых, умма изначально наделена правом выбора конкретной формы правления и режима осуществления власти; в-третьих, ограничения, устанавливаемые исламом в выборе модели правления, сводятся к тому, что они не должны выводить мусульман за пределы исламской веры. В наибольшей степени соответствующим духу исламской религии является демократическое правление, нацеленное на защиту прав и свобод не только мусульман, но и представителей всех других конфессиональных и этнических сообществ. В статье отмечено, что исламская демократия имеет существенные отличия от либеральной модели демократического правления, утвердившейся в странах коллективного Запада. Ее основная особенность состоит в том, что как форма осуществления власти она не запрещает установленное Аллахом и не разрешает запретное. Это те характерные исламскому правлению черты, которые проистекают из права мусульман применять божественные законы, но при условии, что все законы, нормы, решения, принимаемые уммой, избранными ею органами власти или должностными лицами, должны неукоснительно соответствовать установлениям шариата.

Ключевые слова: ислам, государство, власть, правление, режим, идеология, демократия, либерализм, умма, шариат, шура.


Yakhyaev Mukhtar Yakhyaevich
The Nature of Islamic Democracy
Dagestan State University; muchtar59@mail.ru

Abstract. The article, procceding from the absence of a pre-established form of Islamic government by the Qur’an, substantiates the original neutrality of the religion of Allah to any specific model of political government. It argues that, firstly, in Islam, the main thing in terms of the state-political organization of the life of the Muslim ummah is the content of government, rather than its form; secondly, the ummah is initially endowed with the right to choose a specific form of government and the mode of exercising power; thirdly, the restrictions established by Islam in the choice of a model of government are reduced to the fact that they should not lead Muslims beyond the Islamic faith. The democratic government, aimed at protecting the rights and freedoms of both Muslims and the representatives of all other religious and ethnic communities, corresponds to the spirit of the Islamic religion to the greatest extent. According to the author, Islamic democracy significantly differs from the liberal model of democratic governance established in the countries of the collective West. As a form of exercising power, it does not prohibit what is established by Allah and does not permit what is forbidden. This characteristic feature of Islamic governance stems from the right of Muslims to apply divine laws, but on the condition that all laws, norms, decisions made by the ummah, its elected authorities or officials must strictly comply with the provisions of the Sharia.

Keywords: Islam, state, power, governance, regime, ideology, democracy, liberalism, ummah, Sharia, shura.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-4-93-104

[в формате pdf]

5 скачиваний