Омарова Загидат Умаргаджиевна, Султанахмедова Залина Гаджитаевна
Ислам и музыка: от конфронтации к синергии действия
Дагестанский государственный университет; ozagidat@mail.ru; zalina_oh@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается отношение некоторых направлений ислама к музыкальному искусству, которое оценивается как имеющее экстремистский контент. Они выступают за запрет всех жанров музыки, духовых, струнных и ударных музыкальных инструментов, а также профессионального и любительского вокала. И такая политика по отношению ко всему, что связано с музыкой, проводится «в целях сохранения нравственного уровня людей, правильного социального и духовного облика мусульман». Однако в исламе существуют мнения, утверждающие высокий гуманистический и воспитательный потенциал музыки. Поводом для написания статьи стало бурное обсуждение в информационном пространстве книги известного шейха Абдулжалил-афанди аль-Карани «Песни и музыка в накшбандийском тарикате», названной рядом исламистов «книгой раздора» т. к. в ней поднимаются острые полемические вопросы, по-разному решаемые в различных мазхабах и тарикатах ислама.
Ключевые слова: экстремизм, культурно-политический экстремизм, ислам, искусство, музыка.
Omarova Zagidat Umargadzhievna ,
Islam and Music: from Confrontation to the Synergy of Action
Dagestan State University; ozagidat@mail.ru; zalina_oh@mail.ru
Abstract. The article analyzes the attitude of some versions of Islam to musical art viewed as having extremist content, since they advocate the prohibition of all genres of music, wind, string and percussion musical instruments, as well as professional and amateur vocals. Such attitude to everything related to music is practiced in order to preserve the moral level of people, the attractive social and spiritual appearance of Muslims. However, there are also views in Islam asserting a high humanistic and educational ponential of music. The reason for writing this article was a heated discussion of the recently published book by the famous Sheikh Abduljalil-Afandi al-Karani Songs and music in the Nadshbandi Tariqa. Called by many the “book of discord”, it raises acutely polemical issues that are solved in different ways by madhhabs and tariqas of Islam.
Keywords: extremism, cultural and political extremism, Islam, art, music.
DOI: 10.21779/2077-8155-2025-16-1-86-92
[в формате pdf]
4 скачиваний
|