Архив:
2025
г.
|
2024
г.
|
2023
г.
|
2022
г.
|
2021
г.
|
2020
г.
|
2019
г.
|
2018
г.
|
2017
г.
|
2016
г.
|
2015
г.
|
2014
г.
|
2013
г.
|
2012
г.
|
2011
г.
|
2010
г.
|
2009
г.
|
|
Кафаров Тельман Эмиралиевич
О диалектике сакрального и светского в исламской культуре и современной практике в России и в Дагестане
Дагестанский государственный медицинский университет; kafarov.56@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для всех конфессий проблема соотношения сакрального и светского, имеющая множество смыслов и измерений. Очевидно, что без гармонизации этих двух важных составляющих религии невозможно обеспечить ее комфортное включение в культуру, человеческую духовность, государственные и гражданские отношения. Каждая религия по-своему пытается разрешить их диалектику, в результате чего в истории сложились различные модели взаимодействия сакрального и светского. На исторических и современных примерах раскрываются особенности решения исламом этого сложного вопроса, без которого нельзя добиться эффективного вхождения его в современные цивилизационные процессы. Исламские теократические традиции, идущие со времен халифата, изначально были основаны на противопоставлении сакрального, божественного и земного, без чего было невозможно утверждение исламского абсолютного монотеизма и исламской теократии. Показывается, что в современной российской действительности, где упразднен государственный статус любой идеологии, в том числе и религиозной, формируется новая демократическая модель взаимодействия сакрального и светского, в которой осуществляется их партнерское взаимодействие. Особое внимание обращается на некоторые региональные проблемы, связанные с отходом от конституционно закрепленного светского статуса государства, на имеющие место попытки неправомерного исламского вмешательства в культуру, образование и воспитание.
Ключевые слова: религия, ислам, светское, сакральное, теократия, культура, государство.
Kafarov Telman Emiralievich
On the Dialectics of the Sacred and Secular in Islamic Culture and Modern Practice in Russia and Dagestan
Dagestan State Medical University; kafarov.56@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the problem of correlation of the sacred and the earthly, which has many meanings and dimensions relevant for all faiths. It is obvious that without the harmonization of these two important components of religion, it would be impossible to ensure its comfortable inclusion in culture, human spirituality, state and civil relations. Each religion aspires to resolve its dialectics in its own way. As a result, various models of interaction between the sacred and the secular have developed. Historical and modern examples reveal the specifics of Islam’s solution to this complex issue. Without it, it would be impossible to achieve Islam’s effective integration into modern civilizational processes. Originally, Islamic theocratic traditions dating back to the time of the caliphate were based on the opposition of the sacred, divine and earthly, which allowed to establish Islamic absolute monotheism and Islamic theocracy. It is shown that in modern Russian reality, where the state status of any ideology, including religious one, has been abolished, a new democratic model of interaction between the sacred and the secular is being formed. Special attention is paid to some regional problems related to shifting away from the constitutionally established secular status of the state, as well as attempts at unlawful Islamic interference in culture, education and upbringing
Keywords: religion, Islam, secular, theocracy, culture, state.
DOI: 10.21779/2077-8155-2025-16-1-93-105
[в формате pdf]
31 скачиваний
|
|