ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Поломошнов Андрей Федорович

Отношение к комическому в исламе

Донской государственный аграрный университет; paf1@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется проблема отношения к комическому в исламе. Автор исходит из того, что в основе комического лежит фиксация несоответствия или противоречия между нормами и догматами ислама и различными проявлениями социальной жизни, поведением отдельных верующих. Анализируются различия между двумя основными жанрами комического в исламской арабской культуре: юмором и сатирой. Установлено, что в основе комического лежит тезис о божественном происхождении человеческой способности смеха. Поэтому ислам не запрещает комическое как таковое, но ограничивает его, разделяя разрешенные и запрещенные для смеха предметы. К запрещенным предметам относится все сакральное, связанное с вероучением и религиозными нормами поведения. Доказано, что различные жанры комического выполняют в исламе различные функции. Юмор выступает как средство популяризации и гуманизации религиозного вероучения, как мягкий инструмент нравственного совершенствования мусульманина (в том числе и смех над собой). Сатира же выступает как средство острой критики несовершенного общества, борьбы с глубокой порочностью и верооступничеством некоторых мусульман, а также как средство защиты вероучения от агрессивных нападок атеистов и иноверцев.

Ключевые слова: ислам, комическое, юмор, сатира, смех, мусульманская традиция, арабская культура.


Polomoshnov Andrey Fedorovich
Attitude to the comic in Islam
Don State Agrarian University, paf1@mail.ru

Abstract. The article analyzes the problem of attitude towards the comic in Islam. The author proceeds from the fact that the basis of the comic is the fixation of the inconsistency or contradiction between the norms and dogmas of Islam and various manifestations of social life and, in particular, the behavior of individual believers. The differences between the two main comic genres in Islamic Arab culture – humor and satire – are analyzed. It has been established that the comic is based on the thesis about the divine origin of the human ability to laugh. Therefore, Islam does not prohibit the comic as such, but limits it by separating permitted and prohibited subjects for laughter. The latter include everything sacred related to creed and religious norms of behavior. It has been proven that different comic genres perform different functions in Islam. Humor acts as a means of popularizing and humanizing religious teachings, as a soft tool for the moral improvement of a Muslim (including laughing at oneself). Satire acts as a means of sharp criticism of an imperfect society, the fight against the deep depravity and apostasy of some Muslims, as well as a means of protecting the doctrine from aggressive attacks of atheists and people of other faiths.

Keywords: Islam, the comic, humor, satire, laughter, Muslim tradition, Arab culture.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-1-85-94

[в формате pdf]

12 скачиваний