ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2024 г.
01
02
03
04
2023 г.
01
02
03
04
2022 г.
01
02
03
04
2021 г.
01
02
03
04
2020 г.
01
02
03
04
2019 г.
01
02
03
04
2018 г.
01
02
03
04
2017 г.
01
02
03
04
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



Маевская Людмила Борисовна, Хайсам Мухаммад Ага

Ахмад ибн Ханбаль (780–855): особенности и принципы вероучения

НПУ им. М. П. Драгоманова (Киев); maevskayalyuda@gmail.com; haitham440@hotmail.com
Аннотация. В статье анализируется актуальная в современном исламоведении и исламской теологии проблематика, а именно вероучение, которому следовал и обучал своих учеников Ахмад ибн Ханбаль. Актуальность связана с недостаточным исследованием в русскоязычном сегменте особенностей учения о Боге (акыда), – акыды-танзих, согласно которому полностью отрицается подобие Бога каким-либо из качеств его созданий. В связи с этим получило широкое распространение предположение, что теолог мог придерживаться акыды-ташбих и был антропоморфистом. Данное мнение опровергается в первую очередь работами Ахмада ибн Ханбаля, книгами исламских теологов, посвященных его жизни и учению. Особое внимание уделено попыткам фальсификации наследия великого имама и приписывания ему концепций, которых он никогда не придерживался и которым запрещал следовать. Также подчеркнуто, что приверженцы ваххабизма обычно относят себя к ханбалитскому мазхабу, но это неправильно, из-за диаметрально противоположного вероучения.

Ключевые слова: Ахмад ибн Ханбаль, ханбалитский мазхаб, акыда-танзих, акыда-ташбих, ваххабизм.


Maevskaya Lyudmila Borisovna, Khaisam Muhammad Aga
Ahmad ibn Hanbal (780–855): Features and Principles of Faith
M. P. Dragomanov National Pedagogical University; maevskayalyuda@gmail.com; haitham440@hotmail.com

Abstract. The study is devoted to a topical issue in modern Islamic studies and Islamic theology – the doctrine of faith followed and taught to his students by Ahmad ibn Hanbal. The great theologian of the past adhered to Akyda–tanzih, the doctrine of God (Akyda), according to which the similarity of God to any features of the created beings is completely denied. Since this doctrine is little-known in the Russian-speaking segment, it was widely believed that the theologian could have adhered to Akyda-tashbih and was an anthropomorphist. This opinion is refuted primarily by the works by Ahmad ibn Hanbal himself, as well as the books by Islamic theologians devoted to his life and teachings. Special attention is paid to attempts to falsify the legacy of the great imam and ascribe to him the concepts that he never adhered to and forbade his disciples from following. It is also emphasized that adherents of Wahhabism usually refer to themselves as the Hanbali madhhab, though their doctrine has nothing to do with his teaching.

Keywords: Ahmad ibn Hanbal, Hanbali madhhab, Aqida-tanzih, Aqida-tashbih, Wahhabism.


DOI: 10.21779/2077-8155-2024-15-4-54-65

[в формате pdf]

7 скачиваний